Для того чтобы мотоцикл двигался по выпуклому участку дороги с радиусом кривизны 40 метров, и при этом в верхней точке этого участка давление на дорогу было равно нулю, необходимо рассмотреть силы, действующие на мотоцикл в этой точке.
Когда мотоцикл находится в верхней точке выпуклого участка, на него действуют следующие силы:
- Сила тяжести (mg), направленная вниз.
- Нормальная реакция дороги (N), которая в данный момент равна нулю, так как давление на дорогу должно быть нулевым.
Для того чтобы удержать мотоцикл на данной траектории, необходима центростремительная сила, которая в данном случае обеспечивается только силой тяжести, поскольку нормальная реакция дороги отсутствует. Центростремительная сила (F{cp}) для движения по окружности радиусом (R) с линейной скоростью (v) выражается формулой:
[ F{cp} = \frac{mv^2}{R} ]
В верхней точке выпуклого участка дороги эта центростремительная сила равна силе тяжести:
[ \frac{mv^2}{R} = mg ]
Сокращая массу (m) на обеих сторонах уравнения, получаем:
[ \frac{v^2}{R} = g ]
Отсюда можно выразить скорость (v):
[ v^2 = gR ]
[ v = \sqrt{gR} ]
Подставляем значения ускорения свободного падения (g \approx 9.8 \, \text{м/с}^2) и радиуса кривизны (R = 40 \, \text{м}):
[ v = \sqrt{9.8 \, \text{м/с}^2 \times 40 \, \text{м}} ]
[ v = \sqrt{392 \, \text{м}^2/\text{с}^2} ]
[ v \approx 19.8 \, \text{м/с} ]
Таким образом, мотоцикл должен двигаться со скоростью примерно (19.8 \, \text{м/с}) (около (71.3 \, \text{км/ч})), чтобы в верхней точке выпуклого участка дороги давление на дорогу было равно нулю.