Для того чтобы маятник, подвешенный в вагоне поезда, сильно раскачивался, необходимо, чтобы частота раскачивания маятника совпадала с частотой внешней силы, воздействующей на него. В данном случае внешняя сила вызывается ударами колёс о стыки рельсов.
Маятник длиной ( l = 11 ) см (( 0.11 ) м) имеет собственную частоту колебаний, которую можно определить по формуле:
[ f_p = \frac{1}{2\pi} \sqrt{\frac{g}{l}} ]
где ( g ) — ускорение свободного падения (приблизительно ( 9.8 ) м/с²).
Подставим значения в формулу:
[ f_p = \frac{1}{2\pi} \sqrt{\frac{9.8}{0.11}} \approx \frac{1}{2\pi} \sqrt{89.09} \approx \frac{1}{2\pi} \cdot 9.44 \approx 1.50 \text{ Гц} ]
Теперь определим частоту внешней силы. Эта частота равна числу ударов колёс о стыки рельсов в секунду, которая зависит от скорости поезда и расстояния между стыками рельсов. Пусть ( v ) — скорость поезда, а ( d ) — расстояние между стыками рельсов. Тогда частота ударов колёс о стыки рельсов:
[ f_{ext} = \frac{v}{d} ]
Для резонанса частота внешней силы должна быть равна собственной частоте маятника:
[ f_{ext} = f_p ]
Подставим значения:
[ \frac{v}{12.5} = 1.50 ]
[ v = 1.50 \times 12.5 = 18.75 \text{ м/с} ]
Переведём скорость в более привычные единицы — километры в час:
[ v = 18.75 \times 3.6 \approx 67.5 \text{ км/ч} ]
Таким образом, маятник длиной 11 см будет особенно сильно раскачиваться при скорости поезда примерно 67.5 км/ч, поскольку в этом случае частота ударов колёс о стыки рельсов совпадает с собственной частотой колебаний маятника, вызывая резонанс.